Синтаксис в русском языке – это особо важный раздел, изучающий конструкцию предложений и словосочетаний и, кроме этого, соотношение в них частей речи. Данный раздел языкознания является частью грамматики и неотступно связан с морфологией.

Лингвисты выделяют несколько видов синтаксиса:

Коммуникативный

Показывает соотношение сочетаний слов в предложении, исследует разные способы членения предложений, рассматривает типологию высказываний и так далее.

Статический

Рассматривает отдельные сочетания слов и предложений, не связанных между собой. Объект исследования данного вида раздела грамматики – синтаксические нормы соотношений частей речи в предложении или словосочетании.

Синтаксис текста

Исследует простые и сложные предложения, схемы построения сочетаний слов, текста. Его цель – лингвистический анализ текста. Все перечисленные виды изучает современный русский язык.

Синтаксис подробно рассматривает следующие единицы лингвистики: предложение, словосочетание, текст.

Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из задач уроков русского языка в начальных классах школы.

Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, выделять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.

В «обязательном минимуме содержания начального общего образования» «Синтаксис и пунктуация» включает следующее: Словосочетание. Предложение. Цель высказывания, интонация. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложения. Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды); однородные члены предложения. Союзы  и, а, но при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Как видим, работа над предложением занимает в обучении языку центральное место. Это отнюдь не случайно. На синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Лексикой родного языка учащиеся овладевают так же на базе предложения. Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении.

Тема «Предложение» изучается в начальной школе в течение всех лет обучения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.

Первоначальный этап совпадает с периодом обучения грамоте. В этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения. Уже в букварный период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения. По мере изучения предложения укрепляется представление о его составных частях, в частности, о словосочетании. Одновременно углубляется знание учащихся о каждом члене предложения.

В начальной школе учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя, в целом, объем синтаксического материала мал. Ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения. Во-первых, младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах традиционной школы члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли). Для раскрытия сущности второстепенных членов учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения. Например, учащимися записано предложение: «Ласточка улетает». Чтобы мысль была выражена более полно, им предлагается включить в предложения слова, отвечающие на вопросы: куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, что какой член распространяется, становится более точным.

Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений.

Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Сам термин «словосочетание» не имеет в учебниках для начальной школы определения. Но практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания:

1.Словосочетание – это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. Например, в предложении «Российский космонавт облетел Землю»два словосочетания: а) Российский космонавт; б) облетел Землю.

2.В словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое. Главное – это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое – то, которое отвечает на вопрос.

Например:

(Какой?) Школьный лагерь раскинулся (где?) на берегу.

Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание, так как они по отношению друг к другу равноправны и взаимозависимы.

Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Используется система упражнений, которая направлена на то, чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:

1.Распространение предложения.

Можно заранее указать какой член предложения требуется распространить. Например: для анализа даю предложение: Цветет черемуха.

Выделяется подлежащее и сказуемое, ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? От какого члена предложения оно будет зависеть? (от сказуемого)

Цветет (когда?) в мае.

Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось?

В мае цветет душистая черемуха.

2.Восстановление деформированного предложения.

Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов находят словосочетание.

3.Деление сплошного пакета на предложения.

Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

4.Анализ предложения и составление его схемы.

5.Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам. Где? Что делают? Кто?

6.Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.

Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.

Вопросы и задания

1. Какой частью речи выражено зависимое слово в следующих словосочетаниях: чудесно смотрится, отлично выглядит, прекрасно играет.

2. Вид связи в следующих словосочетаниях: бушующий ветер, второй этаж, моя книга.

3. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком 
2) нашел и собрал 
3) собрал корзинку 
4) корзину грибов

4. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.